В Нижнем Тагиле за парты сели будущие водители трамвая — круто переменить жизнь и освоить управление большой электромашиной решились шесть женщин и один мужчина. «Все новости» узнали, кто выбирает эту профессию и как учат вагоновожатых.
МУП «Тагильский трамвай» давно страдает от дефицита кадров. Не хватает контролеров, слесарей. Штат водителей электротранспорта — 137 ставок, но фактически «рулят» 107. Недобор упирается в ощутимые 22%. И если многие предприятия решают кадровую проблему, переманивая специалистов друг у друга, то здесь эта схема не пройдет. Профессия «водитель трамвая» не представлена ни в одной другой организации города. Остается один выход: учить вагоновожатых с нуля.
Теорию будущие водители изучают в Горно-металлургическом колледже, а практику проходят в трамвайном депо. Весь курс — полгода. И всё это время «Тагильский трамвай» оплачивает не только обучение, но и стипендию своим студентам — на руки они получают МРОТ. А после курсанты выходят на стажировку, а затем и самостоятельную работу, причем по договору они должны отработать по новой профессии не менее двух лет.
В аудитории семь человек. Все давно покинули школьную скамью, уже с опытом работы в других профессиях, кто-то — даже с внушительным стажем. Ольга восемь лет работала оператором на почте, устала от однообразия и клиентов. Антон был системным администратором в суде, ушел из-за низкой зарплаты. Анна больше 10 лет отработала торговым представителем, но захотела перемен — освоить новые знания и навыки. Елена ушла в декрет из пункта выдачи заказов и приняла решение получить профессию, дающую уверенность в завтрашнем дне. Выбор пал на водителя трамвая из-за льготной сетки — 15 лет работы по профессии дают возможность досрочно выйти на пенсию. Мария по профессии повар-кондитер, но пошла по стопам матери, став водителем трамвая, хотя мама была категорически против. Светлана 21 год отдала Коксохиму, но поняла, что устала не только физически, но и морально:
«Захотелось увидеть белый свет. А трамвай — это движение, постоянная смена картинки. И зарплату неплохую обещают».
Все студенты «Тагилтрама» хотят перезагрузки, а новая профессия такую встряску обеспечит: ранний подъем (первый трамвай выходит на линию в 5.15), нештатные ситуации на дорогах, неадекватные автомобилисты, сложности управления 20-тонной машиной зимой. И главное — всегда быть ответе за своих пассажиров.
«Мы не боимся практики, наоборот, ждем ее, — говорят женщины. — Мы побывали на экскурсии в трамвайном депо на Новой Кушве, и там каждый из нас попробовал себя в роли водителя. Очень понравилось, все — в восторге!»
А пока группа грызет гранит теории: правила дорожного движения, электротехника, устройство трамвайных вагонов, организация движения трамваев, устройство контактной сети и тяговых подстанций и прочее. Уже в марте эти студенты выйдут на стажировку, но решит ли это кадровую проблему МУПа?
«К сожалению, нет, — комментирует директор МУП „Тагильский трамвай“ Игорь Темнов. — Для того чтобы восполнить кадровый дефицит, нам надо не менее 30 водителей трамвая. По этой профессии не наблюдается такой текучести кадров, как среди кондукторов. Но всегда есть потребность в восполнении штата взамен тех, кто выходит на пенсию, всегда есть запрос пассажиров на увеличение количества рейсов, и „Тагильский трамвай“ к этому стремится».
В октябре показатели дефицита рабочих рук в Нижнем Тагиле по сравнению с сентябрем практически не изменились. При 1557 вакансиях безработица по городу составила мизерные 0,14% — 253 человека. Многие крупные предприятия пытаются утолить кадровый голод с помощью целевого обучения. Но организовать и оплатить курсы — лишь часть дела. Самое сложное — набрать на эти курсы людей, готовых работать на заводе. И здесь самый важный аргумент — уровень зарплаты. Средний доход водителя трамвая сейчас 48 тысяч рублей.
«Сегодня появилась масса возможностей для переобучения, — считает директор Центра занятости населения Нижнего Тагила Наталья Ветрова. — При нашем центре тоже открыто много различных программ. Но население идет на переобучение не особенно активно. Причины — самые разные».
Одной из них заместитель директора «Тагильского трамвая» по общим вопросам Алексей Архипов считает внутреннюю готовность человека к переменам:
«Есть люди, которые уже в 40 лет записывают себя в пенсионеры, а есть те, кто и в 55 решаются открыть новую страницу в своей жизни, в том числе профессиональную».
У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.