3.9 C
Нижний Тагил
Пятница, 25 октября, 2024

Строили в рекордные сроки, а потом разорились: как в Екатеринбурге появилась железная дорога

Ровно 143 года назад в будущую уральскую столицу прибыл первый поезд

Сейчас может показаться, что железные дороги на Урале были всегда, но еще полтора века назад грузы перевозили в основном по реке. О том, как в Екатеринбург впервые прибыл поезд и где находится близнец нашего первого вокзала, рассказывает историк Андрей Ермоленко.

1 октября 1878 года в Екатеринбург пришел первый поезд. Железнодорожная ветка от Перми — тогдашнего губернского центра — через Нижний Тагил дотянулась до Екатеринбурга. Линия получила название Уральской горнозаводской железной дороги.

Первый проект железнодорожного сообщения Среднего Урала со столицей губернии возник еще в 1861 году. Его автором был инженер Владимир Рашет — управляющий Нижнетагильским горным округом Демидовых. Продукция уральских металлургических заводов в центральную Россию в то время доставлялась по рекам.

«Железные караваны» барок каждую весну сплавлялись вниз по Чусовой до Перми, а дальше по Каме и Волге направлялись к потребителям, поэтому основными заказчиками строительства и стали горные заводчики. Дорога была построена на частные деньги — средства акционерного общества — в рекордно короткие сроки, всего за три года.

Подобно железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, на конечных станциях Уральской горнозаводской железной дороги по проекту архитектора Петра Шрайбера были построены одинаковые вокзалы. В екатеринбургском здании в настоящее время располагается музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а в пермском по-прежнему размещается вокзал станции Пермь I.

Начиная с 1 октября 1878 года поезда из Перми в Екатеринбург через Нижний Тагил стали ходить ежедневно. Расстояние — 499 километров. Время в пути составляло всего 22 часа — рекордно короткий срок для конца XIX века, ведь гужевым транспортом между двумя городами нужно было добираться несколько дней. Частное управление железной дорогой не было успешным. Накопив более 8 миллионов рублей долгов, в 1887 году консорциум заводчиков передал Уральскую горнозаводскую железную дорогу государству.

В январе 1888 года была открыта железнодорожная ветка Екатеринбург — Тюмень, в ноябре 1896-го рельсы соединили Екатеринбург и Челябинск, а в 1909 году была построена более привычная нам ветка Пермь — Кунгур — Екатеринбург. Железнодорожное сообщение Екатеринбурга с соседями приобрело очертания, которые сохраняются и до наших дней.

Почитайте также другие колонки Андрея Ермоленко об истории Урала: например, про то, как советский Свердловск едва не стал портом для дирижаблей, или про единственный визит российского императора в Екатеринбург — и это был не Николай I. I.

А еще историк рассказал, как совсем недавно горожане страдали от осеннего бездорожья, ведь асфальт появился на окраинных улицах Свердловска только в 80-е годы прошлого века.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ИсточникЕ1.РУ
Е1.РУ
Е1.РУhttps://www.e1.ru
E1.RU — это городской портал Екатеринбурга, в центре нашего внимания — город и его жители, мы рассказываем о том, что происходит вокруг, в режиме онлайн, освещаем городские проблемы.

Свежее

Популярно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь