Сергей Орестович Белоусов — фигура в городе известная — он руководитель военно-патриотического клуба «Витязь», учитель, преподаватель педвуза, кандидат философских наук и прочее, и прочее. Достижения Белоусова и его воспитанников неоднократно отмечены на областном и федеральном уровне.
По символическому совпадению наш тагильский Белоусов оказался однофамильцем Министра обороны РФ — Андрея Белоусова. И дело, на наш взгляд, не только в совпадении фамилий, но и общности задач, которые хотели бы решить министр и его тагильский единомышленник.
О том, что тревожит Сергея Орестовича, с какими препонами приходится сталкиваться, если жизнь посвятил воспитанию молодого поколения — в нашей беседе с человеком, который привык служить делу, а не лицам.
КОРР: — Сергей Орестович, говорят: не дай бог жить в эпоху перемен. Вам довелось работать с молодым поколением на протяжении трех десятков лет, когда произошли тектонические сдвиги в политике, экономике и в сознании людей. Как удалось выстоять и продолжать работу по воспитанию патриотов?
БЕЛОУСОВ: — За 38 лет работы в системе образования испытал и повидал всякое. Отслужив в армии, по рекомендации военкомата был направлен в школу преподавателем начальной военной подготовки. Военрук в советской школе — второе по значимости лицо (после директора) — нагрузка была небольшой, но дисциплина, порядок, дежурство полностью лежали на нем. Каждый месяц горком комсомола и военкомат проводили различные соревнования, подготовка ребят к ним затягивалась до вечера. Всем было интересно — формировался дух коллективизма и здорового соперничества, стали появляться первые разрядники по стрельбе и силовым единоборствам. Рядом всегда были старшие товарищи — военруки (в основном, участники Великой Отечественной войны) помогавшие и словом, и делом.
КОРР: — Я помню, что во многих школах появились тиры, полосы препятствий, чего стоила одна всесоюзная игра «Зарница» …
БЕЛОУСОВ: — Но в 1991 году, в результате переворота, сменилась власть, поменялась идеология. Армия и начальная военная подготовка стали не нужны. Из кабинетов НВП исчезла вся материальная база и воспоминания о ней. Мне пришлось перейти в учителя черчения и физкультуры.
КОРР: — Держава без армии, будь то демократия или диктатура, немыслима. Здравый смысл возобладал?
БЕЛОУСОВ: — Конечно. В 1993 году, благодаря преподавателям военной кафедры Свердловского пединститута, вышло первое в России пособие по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Через два года «подключилась Москва» — были выпущены первые учебники по ОБЖ. Удалось спасти некоторые разделы НВП, в том числе учебные сборы со старшеклассниками.
КОРР: — Но эта перетряска, временная безработица сказалась на судьбах опытных преподавателей?
БЕЛОУСОВ: — Да, многие военруки были вынуждены уйти из школы. Уйти с горьким чувством обиды. Ну, а нам, молодым, надо было зарабатывать на жизнь. Вместе с преподавателем первой школы
КОРР: — Практика оказалась критерием истины, которая была закреплена кровью в горячих точках. Это стало стимулом для дальнейшего развития дела вашей жизни?
БЕЛОУСОВ: — В 2002 году мы вышли на новый уровень — совместно с преподавателями химико-биологического факультета Нижнетагильского пединститута открыли факультет «Безопасность жизнедеятельности» — сначала для заочников, а с 2005 года была создана очная форма обучения со второй специальностью — «Физическая культура». Горжусь тем, что принимал в этом самое непосредственное участие, написал для студентов 16 учебных программ, пособия, защитил в МГУ им.
КОРР: — Как вообще сейчас проходит процедура подтверждения категории в Свердловской области?
БЕЛОУСОВ: — Минули времена, когда каждому учителю давали право лично и очно огласить комиссии результаты своей «трудовой пятилетки». Нынче все решает аттестационная комиссия Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Могу без ложной скромности заявить, что тысячи воспитанников служат Отечеству в силовых структурах, преподают, строят, лечат, пишут диссертации. К седьмой аттестации решил посчитать количество дипломов и грамот своих учеников-курсантов. Их оказалось 585. Кубков и призов — 73. Отобрал за последние пять лет и через Госуслуги (как требует аттестационная комиссия) направил необходимый пакет документов. Через неделю получаю отказ — неправильно указана должность. Выходит, товарищи из министерства ничего не слышали о том, что Постановлением
КОРР: — Вас поздравили с победой?
БЕЛОУСОВ: — Видимо, крыть было нечем, «успокоили» — заявление зарегистрировано. Но вскоре из пришла от Госуслуг 11-ая (!!!) ссылка — мои достижения соответствуют должности педагога дополнительного образования, а не преподавателя-организатора основ безопасности и защиты Родины.
Чем был уникален курс ОБЖ в рамках школьной программы? Своей тесной связью со всеми школьными дисциплинами!
«История» (в ОБЖ — «История развития Вооруженных Сил России»); «География» («Чрезвычайные ситуации природного характера»): «Химия» («Химическое оружие», ЧС техногенного характера"); «Биология» («Бактериологическое и биологическое оружие»); «Физика» («Ядерное оружие»): «Физическая культура» («Прикладная физподготовка»); «Математика» («Решение расчетных задач при возникновении и ликвидации ЧС). Отводилось место и духовному развитию — литературе, музыке, русскому языку. В рамках учебных сборов десятиклассники изучали стрелковое оружие, многие из них участвовали в различных соревнованиях и конкурсах (как учащиеся школы!) И всё это, заметьте, в рамках курса ОБЖ.
КОРР: — Есть основания полагать, что уровень образования и культуры Ваших выпускников на порядок выше, чем у некоторых чиновников из министерской комиссии. И это не гипербола, не натяжка — в управлении образования зачастую оказываются люди, не способные работать в школе, поддерживать элементарную дисциплину в классе. Как могут такие специалисты оценить чей-то успех?
БЕЛОУСОВ: — Да, знание нормативно-правовых документов у некоторых чиновников иногда «хромает» (ну прям, как у Винни Пуха правописание). Стратегии развития образования аж до 2040 года — это, конечно, здорово. Но для работы необходимо изучить хотя бы приказ Министерства просвещения РФ
КОРР: — Сергей Орестович, Вас мэр Владислав Пинаев поздравил с победой в этом престижном федеральном конкурсе?
БЕЛОУСОВ: — Размышляя вместе с вами над сложившейся ситуацией, хочу сделать некоторые предположения. Вполне возможно, что комиссия имела черный список — кого надо любым путем остановить. Чашу терпения чиновников от образования могли переполнить опубликованные на вашем сайте критические статьи в их адрес. В октябре 2024 года я захотел по просьбе коллег принять участие в конкурсе института развития образования «Лучший преподаватель». Так меня даже на порог не пустили. Кстати ИРО тогда руководила нынешний и. о. министра образования Светлана Тренихина, а будучи первым замом, курировала аттестацию учителей Екатеринбурга. Как материалист, я в совпадения не верю, но знаю исполнительность и рвение чиновницы, которая стала лицом образования Свердловской области.
КОРР: — Неужели мы завершим наш разговор на этой печальной ноте?
БЕЛОУСОВ: — Вряд ли надзорные органы региона будут проводить проверки в тренихинском «королевстве». Но мой пример- лишь один из многочисленных случаев нарушений. Хочу напомнить областным высокопоставленным чиновникам одну простую истину — «раболепие в своей готовности к безмерному унижению готово на самые низкие, а в отдельных случаях почти безумные поступки». А учитель несет своим ученикам не только свет, разум, добро, но и способность стать гражданином с человеческим достоинством.
Беседовал Валерий Климцев
Сообщение Сергей Белоусов: «Учитель несет своим ученикам не только свет, разум, добро, но и способность стать гражданином с человеческим достоинством» появились сначала на Все новости Нижнего Тагила и Свердловской области.