Первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, представляющая партию «Справедливая Россия — За правду» заявила, что в России наблюдается рост случаев мошенничества, когда преступники, выдавая себя за сотрудников различных организаций, звонят гражданам с сообщениями о несуществующих проблемах. Они предлагают решить эти проблемы, установив специальное приложение, которое на самом деле оказывается вредоносным ПО, сообщает издание «РИА Новости».
Лантратова отмечает, что в последнее время такая форма мошенничества стала особенно распространенной. Злоумышленники используют простую, но действенную схему: они звонят людям, представляясь сотрудниками компаний — от энергетических до банковских и социальных служб — и сообщают о якобы возникших проблемах, требующих немедленного реагирования. Предлагая установить приложение для решения этих проблем, они вводят жертву в заблуждение.
Зачастую такие мошеннические схемы связаны с мобильными операторами, которые якобы предлагают более выгодные тарифы, но на деле стремятся заставить людей скачать опасное программное обеспечение.
Установка этого приложения приводит к серьезным рискам, ведь преступники могут получить доступ к личной информации, перехватывать SMS-сообщения, отслеживать местоположение и даже похищать средства с банковских счетов.
При этом они конвертируют украденные деньги через промежуточные счета, чтобы избежать подозрений у жертвы.
Для того чтобы защититься от подобных афер, Лантратова рекомендует не устанавливать приложения по советам незнакомых людей, даже если они утверждают, что представляют официальные организации. Лучше перепроверить информацию, самостоятельно позвонив в предполагаемую организацию. Если возникают подозрения на вмешательство в работу устройства, следует отключить интернет.
В случае, если вы стали жертвой мошенников, необходимо незамедлительно заблокировать SIM-карту и кредитные карты, а также сообщить банку о случившемся, попросив отменить подозрительные операции.
Также важно обратиться в правоохранительные органы с собранной информацией о мошенниках, включая записи разговоров и номера телефонов, что может помочь в возвращении средств и привлечении преступников к ответственности.
Кроме того, с июля вступили в силу изменения в законодательстве, которые усиливают защиту граждан от мошенничества. Теперь банки обязаны повышать контроль за операциями клиентов, тщательно анализировать подозрительные транзакции и предупреждать клиентов о потенциальных угрозах. В случае мошенничества банк обязан возмещать клиенту ущерб в течение 30 дней после подачи заявления.
Центробанк принял новые критерии для выявления мошеннических операций, которые позволяют проводить проверки как на стороне отправителя, так и получателя. Подозрительные переводы блокируются, и клиентам предоставляется двухдневный срок для подтверждения законности операций.
Без предупреждений о сомнительных переводах или при неправомерном использовании карты банк несет ответственность за компенсацию ущерба. Новые правила также касаются переводов, связанных с уголовными делами или сообщениями от третьих лиц.
Сообщение РИАН: Лантратова рассказала о мошеннической схеме с фейковыми приложениями появились сначала на Все новости Нижнего Тагила и Свердловской области.