Под Нижним Тагилом талые воды отрезали от мира посёлок Волчёвка. Насыпь, по которой проезжали немногочисленные жители, оказалась затоплена. Стихия преграждает путь каждый год, но местные мириться с изоляцией не хотят. И собирают деньги на щебень, чтобы добираться до своих домов.
Много лет Волчёвка держалась за счёт Черемшанского леспромхоза. Пока работала лесопилка, в посёлке были школа, садик, лечебница, два магазина. Власти хотели развивать территорию и даже нарезали участки. В 500 метрах от домов построили газопровод и провели трубы до границы посёлка. Но на планы махнули рукой — место оказалось неперспективным. В итоге летом здесь живут около 70 дачников, а ещё пятеро имеют постоянную прописку.
«В Волчёвку официальной дороги вообще нет. Одна дорога до посёлка Баклушина заросла 15-метровыми деревьями. Вторую могут закрыть в любой момент, она нелегальная, глинистая, но проехать на грузовике пока можно. А третью, ставшую основной, топит каждый год. Это насыпь от бывшей узкоколейки, которую много лет назад разобрали», — рассказывает владелец дома в Волчёвке Юрий Шестаков.
В Волчёвке ещё помнят времена, когда через деревню проходила железная дорога и составы делали остановку на одноимённой станции. А затем следовали до конечной точки — посёлка Дальний. Когда узкоколейку разобрали, она стала автомобильной дорогой. От Волчёвки до Нижней Черемшанки — пригорода Нижнего Тагила — всего 12 км. При хорошем покрытии добраться до магазина или почты можно было за полчаса. Но дорога быстро стала разрушаться: образовались ямы, в которых застревают даже внедорожники.
Дачники решают проблему своими силами. В прошлом году около 70 садоводов скинулись по 2000 рублей и закупили щебень, чтобы выровнять дорогу. Власти Нижнего Тагила иногда тоже помогают с посыпкой, признаются местные. Поддерживает и «Водоканал-НТ», для которого эта дорога — техническая, чтобы транспорт добирался до водоводов. Но эта подмога — капля в море: насыпь стремительно приходит в негодность.
Хуже всего Волчёвке приходится весной и во время затяжных летних дождей, когда разливается река Черемшанка. Потоки воды скрывают под собой небольшой мост на той самой узкоколейке.
«Когда-то мы сами обшили мост железом. И проезжали здесь спокойно. Но листы кто-то спилил ночью и сдал на металлолом. И каждый раз, когда идет неконтролируемый сброс воды, вокруг всё топит на метр. Буквально в эту субботу [17 апреля] утром еще проезжали по насыпи, а вечером пошла вода. Там три водопропускные трубы, они не справляются с потоком, и вода идёт верхом», — говорит Владимир Любченко, который на время распутицы обосновался в Нижнем Тагиле.
Прошлой зимой дорогу дважды чистил трактор. Каждая поездка до Волчёвки — лотерея с непредсказуемым исходом. Легковушки сюда не суются, нужен как минимум полноприводный внедорожник, иначе в колее машину замотает так, что не вытащить до весны. А если впереди покажется встречный автомобиль, то разъехаться они уже не смогут.
Весной дорогу к Волчёвке заливает талыми водами (первая часть ролика), а зимой она превращается в сплошную колею (вторая часть ролика)
Есть ещё одна альтернативная дорога до Волчёвки. Но называть её не хотят даже в мэрии Нижнего Тагила — боятся, что подъезды перекопают по требованию ГИБДД. Нелегальный путь пусть и глинистый, но грузовик его осилит, а вот легковые машины — вряд ли. На время паводка — это единственный способ добраться до небольшой деревни. Местные боятся, что, случись беда, помощи им не дождаться.
«Месяца три назад вызывал скорую помощь в посёлок, человеку стало плохо с сердцем. Врачи поехали по навигатору, который привел их к заброшенной дороге через Баклушина. Они крутились — крутились, в итоге четыре часа ехали до пациента. Прошлой осенью был пожар, пожарка поехала по насыпи с трубами. Едва прошла — там совсем узкое место стало, насыпь разрушается», — вспоминает Юрий Шестаков.
Последние годы велись разговоры о паспортизации дороги через Баклушина, что в 4 километрах от Волчёвки, до посёлка. За это время она успела зарасти. А сегодня, уверены в мэрии Нижнего Тагила, строить дорогу к умирающему посёлку экономически нецелесообразно.
«Это проблема ежегодная. Пройдет паводок и проезд будет восстановлен. Альтернативы проезда есть, но они несогласованные, — комментирует замначальника управления территориального развития и общественных связей мэрии Лидия Панникова. — Я в прошлом году помогала, привозили щебень. А тут другого варианта нет. Если там два человека проезжает в течение недели, то хорошо. А тут лето наступает. Они знают, как туда добираться, знают, где живут, знают особенности своей территории. Много раз разъяснялось о перспективах строительства дороги. Чтобы построить её, там должен обязательно реализовываться какой-то инвестпроект. Чтобы войти в областную программу, нужно иметь инвестпроект, его там нет и не предвидится в ближайшее время».