Специалисты Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» презентовали журналистам муниципальных средств массовой информации два отреставрированных живописных полотна, сообщает пресс-служба мэрии. Иконы на холсте, переданные в 1924 году из ныне разрушенного Входо-Иерусалимского собора, хранились в запасниках музея. Спустя почти сто лет они были отреставрированы в Костромском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика
О работе над восстановлением уникальных предметов искусства рассказала главный хранитель музея Елена Сметанина. «Первая икона — „Святой“ написана в конце XVIII веке неизвестным художником. Вторая — „Снятие с креста“, упрощенная копия части одноименной картины Питера Пауля Рубенса, датирована XIX веком. Оба живописных произведения написаны маслом на холсте и довольно сильно пострадали еще в период нахождения в храме. Большие перепады летних и зимних температур, сажа и копоть от печного отопления, повышенная влажность привели к множественным утратам красочного слоя полотен. На изображении святого практически не были видны глаза. Второе полотно повреждено еще больше», — рассказала хранитель.
Над реставрацией икон работали несколько человек. В 2021 году студенты Московского государственного академического института имени Сурикова при Российской академии художеств, проходившие практику на базе музея-заповедника, выполнили первый технический этап — удалили разрывы и осыпи. За более сложные элементы восстановления в этом году взялась опытный реставратор Марина Кулькова. На очистку поверхностных загрязнений, удаление состарившегося и пожелтевшего лака, нанесение нового слоя, тонирование утрат, а на картине «Снятие с креста» и реставрацию утраченных фрагментов изображения, у мастера ушло несколько месяцев. В следующем году в руки реставраторов будет передано еще одно большое полотно из фондов Нижнетагильского музея-заповедника — «Возвращение блудного сына».
В музее сообщили, что сейчас сотрудники решают, в составе какой выставки будут экспонироваться эти работы, чтобы как можно раньше показать их тагильчанам.