Драматический театр Нижнего Тагил под занавес сезона дал «Вассу Железнову» (16+). Это первая постановка по Максиму Горькому за 10 лет (в 2011—2013 годах здесь показывали «На дне» 16+ — прим. ВН). В спектакле заняты выпускники колледжа искусств этого года, его декорации погружают в атмосферу не то тюрьмы, не то корабля, а сама пьеса — в пучину семейной драмы.
«Васса Железнова» — история о том, как члены матриархальной семьи потеряли берега. Васса Борисовна — властная, холодная женщина, она не знает слов любви. Она ловко управляет целыми грузовыми кораблями и их командами. Сын с женой сбежал от чёрствой матери за границу, оставив в России ребёнка. Старшей дочери кажется, что её держат в ежовых рукавицах, младшая по непосредственности, наоборот, души не чает в ней. Муж — изувер и извращенец, брат Вассы — хам, прижигающий жизнь на деньги сестры.
Эта мрачная история рассказана в невероятно атмосферных декорациях, свете, костюмах и музыке. Режиссёр спектакля Игорь Булыгин говорит, что дом, в котором происходит действие, каждый зритель увидит по-своему — кому-то он покажется кораблём, на это намекает тяжёлая телефонная трубка. У кого-то жилище ассоциируется с тюрьмой — двери-решётки открывают одновременно несколько секций, пропуская лучи то рассветного, то закатного солнца.
«Если кто-то из вас бывал на корабле, особенно когда этот корабль немножко заброшенный, там всегда есть щели, там всегда есть шум, и вот это движение металла о металл — это существо как живое, и вот этот дом тоже хотелось, чтобы он стал живым. Это была командная работа, много вещей предлагали ребята, какие-то мы отметали. Я шёл от актёров, я шёл от того, как у нас получалось, где-то жёстче, где-то мягче», — рассказывает о постановке Игорь Булыгин.
В команду постановщиков вошли не только мастера драматического театра: художник по свету Елена Харламова, композитор Вадим Шосман, художник по костюмам Юлия Зятькова, но и приглашённый, но уже известный тагильскому зрителю художник-постановщик из Санкт-Петербурга Константин Соловьёв. Его декорации можно увидеть в работах «О любви» (16+), «Мёртвые души» (12+), «Демидовы. Версия» (12+), «Озорник» (16+).
«Каждый создаёт свой дом по своему образу и подобию, и этот дом — это парадигма Вассы. Когда я это всё представлял, я закрыл глаза, вошёл в этот дом и увидел его приблизительно таким. А дальше мы его конструировали согласно логике персонажей и тому, как они там перемещаются», — объяснил своё видение Константин Соловьёв.
Впервые пьеса Максима Горького была поставлена на сцене Театра Красной Армии в 1936 году, и роль Вассы сыграла Фаина Раневская. Во властную предпринимательницу дореволюционной России в разные годы перевоплощались Татьяна Доронина, Марина Голуб, Светлана Крючкова. В экранизации Глеба Панфилова Железнову сыграла Инна Чурикова. Главную роль в постановке Нижнетагильского драматического театра исполнила Елена Макарова.
«Я Вассу Борисовну оправдала. Это не значит, что я оправдываю убийство, просто в тот момент она пользовалась теми возможностями и теми методами, которые были ей доступны. В этом и есть противоречивость этого образа. И надо сказать, она ведь потом расплачивается жестоко за свои поступки, за желание спасти своих детей. И делает ли она их счастливыми — тоже большой вопрос», — говорит Елена Макарова.
В этой постановке задействованы буквально вчерашние студенты колледжа искусств, театрального курса заслуженного артиста России Игоря Булыгина Елизавета Полякова, Евгений Мельников, Виктория Панкова и Дарья Половинкина. Сразу после выпуска они были приняты в труппу театра.
Премьера «Васса Железнова» вышла за несколько дней до завершения сезона. Заключительным показом станет полюбившаяся зрителям «Ханума», сыгранная артистами уже более ста раз. После спектакля объявят лауреатов премии имени Валерия Пашнина минувшего сезона.
У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.