Возрождение забытых традиций
Чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено — мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство.
Им стала нижнетагильская мастерица
Агриппина Афанасьева, а попросту баба Груня, — тот самый человек, благодаря которому живет сегодня на уральской земле старинное ремесло лаковой росписи по металлу.
Его она освоила еще будучи девочкой, обучаясь в частной мастерской Устиньи Емельяновны Растемяшиной-Барболиной, известной на всю заводскую округу.
Здесь Груня познала секреты и особенности лаковой росписи подносов, научилась самостоятельно готовить краски, заводя их до нужной консистенции, подобной свежему молодому меду.
Эта наука впоследствии очень пригодилась будущему мастеру и составила одну из «фирменных» черт самой расписчицы.
Научилась девочка и терпению, что так нелегко дается ребенку в любые времена, но главное — обрела навыки кистевого махового письма.
Того самого, которым и прославилась цветочная роспись на тагильских изделиях — подносах, бураках, подойниках и коромыслах.
После Растемяшинской мастерской подошла работа в артели «Металлист» и первые серьезные самостоятельные заказы — именинные и свадебные.
В 1930-е годы таких артелей в Нижнем Тагиле было немало. Затем — долгие годы роль наставника и мастера на Нижнетагильском заводе «Эмальпосуда».
Вот тут-то совместно с учеными из столичного НИИХП РСФСР и произошло возрождение знаменитой тагильской маховой росписи, обретшей вторую жизнь.
В конце 1970−1980-х годов тагильские подносы получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «Эмальпосуда» активно работал экспериментальный цех, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов.
Свое образование мастерицы продолжали в Уральском училище декоративно-прикладного искусства и на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института.
Сегодня существует единственное предприятие полного цикла от штамповки железного подноса до готового изделия — «Тагильский поднос», которое возродил мой папа Андрей Васильев.
Так и дожил промысел до своего 275-летия, которое отмечается в текущем году. А кто сегодня у нас выступает в роли «тети Груши»? Кто ближе к ней в своем творчестве?
Уральский мастер Ирина Смыкова
Ирина Григорьевна родилась в Нижнем Тагиле 27 декабря 1958 года в семье Григория Клементьевича Швецова, работавшего мастером на Нижнетагильском металлургическом комбинате.
В 2014 году, когда отца уже не было в живых, художница свою выставку, открытую в залах музейно-выставочного комплекса ЕВРАЗа, посвятила памяти любимого отца.
С юности Ирина любила рисовать, в девять лет начала посещать студию изобразительного искусства, где преподавала Изольда Ивановна Аверина.
В общеобразовательной школе № 6 ее любовь к рисованию поддерживала замечательный педагог Валентина Андриановна Крамская.
Именно она посоветовала поступить в детскую художественную школу № 1. Закончив ДХШ в 1975 году, Ирина мечтала работать художником-мультипликатором, хотя ее мама, Елена Венидиктовна, не одобряла этот выбор.
Второй страстной мечтой девушки было желание стать ветеринаром.
И, несмотря на любовь к рисованию, Ирина после окончания восьмого класса, почувствовав себя самостоятельной, поступила в Ирбитский совхоз-техникум на ветеринарное отделение, по окончании которого проработала по специальности лишь один год, решив связать свою жизнь с искусством.
Ирина Смыкова начала свою творческую деятельность в 1980 году в подносном цехе завода «Эмальпосуда», куда ее пригласила одноклассница Нина Чистякова.
Обучалась Ирина Григорьевна у ведущей мастерицы подносного промысла Тамары Юдиной.
Быстро письмо, она некоторое время работала по специальности «художник по росписи подносов» для широкого рынка, и ее изделия имели успех.
В 1983 году, пройдя на заводе «Эмальпосуда» школу повышения мастерства, она, как перспективный мастер, была переведена в творческую лабораторию подносного цеха художником-конструктором.
В творческой группе Ирина Смыкова впервые начала разрабатывать подносы с сюжетной росписью в технике махового уральского письма.
Но от цветочной росписи не отказалась, продолжая на протяжении жизни создавать традиционные «тагильские букеты» и композиции.
В творческой лаборатории молодая мастерица работала под руководством главного художника предприятия Геннадия Бабина.
Важное значение в творчестве мастера, как хранителя традиций тагильского подносного промысла, занимает цветочное направление.
Изображение «Тагильской розы» — вымышленного цветка, рождающегося в воображении художника, в работах Ирины Григорьевны носит традиционный характер.
Важной особенностью цветочной росписи мастера является необычайно богатая цветовая гамма преобладающих теплых тонов росписи: красные, вишневые, оранжевые, желтые оттенки, сочетаясь между собой, создают ощущение освещенной летним солнцем цветочной поляны.
Прямоугольный поднос «Памяти отца» — некий итог художницы в росписи цветочных композиций.
Черный торжественный цвет подноса, на котором по периметру золотой пастой выполнен трафаретный орнамент в виде подсолнухов (исполнила Ирина Решетова), а в центре в овал заключен букет из традиционных трех роз ярко-оранжевого и розового цветов.
Вокруг розанов поле овала заполняют незабудки, листья и мелкие цветочки.
Тут и там порхают стрекозы, своими крылышками вибрируя в воздухе. Цветы, изображенные на подносе, выглядят торжественно и красиво.
Все, что волнует и вызывает интерес у Ирины Григорьевны Смыковой, она привносит в свое разнообразное творчество.
В 2010 году на Свердловской киностудии «Снега» режиссером Павлом Фаттахутдиновым был снят документальный фильм «Медовый месяц», в котором речь также шла и о судьбе старинного подносного промысла, о его проблемах и перспективах. Кроме того, в фильме рассказывается о том, как художник Ирина Смыкова вместе с возлюбленным ищет свое место в жизни.
В 2013 году ее подносы «Шиповник», «Лето», «Уральский букет», выполненные в технике уральской росписи, и городской сюжет с элементами лубка — «Зимушка», «Свидание», «Кадриль», «Бабы бранятся», «Наше счастье жить такой судьбою…» были утверждены образцами народного художественного промысла Свердловским областным художественно-экспертным советом по народным промыслам.
Она обладает не только даром владения кистью, но и поэтическим. В 2014 году получила приз зрительских симпатий на областном поэтическом конкурсе «Откровение», а спустя несколько лет издала сборник своих стихов.
Я не ставлю точку
Сегодня мастер Ирина Смыкова трудится на предприятии у моего папы.
И я отправилась туда, чтобы своими глазами увидеть, как создается один из символов истории моего города.
Попробовала писать тагильскую розу, используя при этом подмалевок и приемы махового письма, а также традиционные цвета красочной палитры.
И пусть у меня не все сразу получилось, самое главное, я поняла, в чем особенность и необычность тагильского махового мазка.
Художницы мне рассказали, что поднос расписывается только масляными красками.
Роспись эта необычная: на кисточку набирают две, а то и три краски одновременно, с одной стороны хвостика — яркую, с другой — светлую (для создания объемного оттенка) и пишут круговыми живописными мазками.
Умелое округлое движение рукой, и слоеный мазок точно и легко ложится на нанесенный перед этим пальчиком подмалевок, намечающий общую композицию.
После этого ложится второй, третий лепесток. Этот простой прием делает будущий цветок объемным и привлекательным и называется «разживкой», а само письмо — маховым.
На этом я не поставила точку в изучении особенности тагильской лаковой росписи.
Продолжая заниматься, все больше увлекалась искусством росписи подносов, и мне захотелось поделиться этим знанием с другими.
Так родилась идея создания виртуального мастер-класса по тагильской росписи.
Анна ВАСИЛЬЕВА.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ.