В 1941 году, когда немецкие войска стремительно продвигались к Москве, советское руководство приняло решение эвакуировать некоторые отделы ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) в Казань, на Урал и в Новосибирск. Одним из этих подразделений было КБ, которое занималось разработкой первого реактивного самолёта БИ-1. В состав конструкторского бюро входили молодые конструкторы завода № 293 Алексей Исаев и Александр Березняк, а также их более опытные коллеги — авиаконструкторы Семён Лавочкин и Михаил Миль.
После совещания в Свердловском областном управлении НКВД для конструкторского бюро Болховитинова подобрали другое место дислокации — посёлок Билимбай, в 60 километрах от Свердловска. Конструкторское бюро и мастерские, где рождались детали первого реактивного самолёта, разместили в здании церкви Святой Троицы, закрытой в 1930-х годах.
Всего на Урале было построено семь самолётов
Несмотря на то, что название самолёта расшифровывалось как «Березняк — Исаев — первый» (по фамилиям главных конструкторов аппарата), долгое время жители Билимбая считали, что в нём нашло отражение название посёлка (БИ — Билимбай).
© 2025.