Педагог гимназии № 86 Максим БУЛАВИН, кандидат исторических наук, занял третье место на Всероссийской премии «История в школе: традиции и инновации», которую директор Службы внешней
Максим Викторович не самый типичный школьный учитель, как сам и признается. В профессии — с 1995 года, почти 20 лет проработал в Нижнетагильском пединституте. А когда в провинциальных вузах начались перемены, возникла идея попробовать себя в школе. Тогда он не думал, что это и есть призвание.
— Я — человек, склонный к стабильности, а школа тогда была как раз более стабильна, чем высшие учебные заведения. Супруга — школьный учитель, так что я имел примерное представление о том, что это такое. И вот с 2014 года работаю в гимназии № 86, веду историю и обществознание. Взгляд на преподавание вузовского лектора и взгляд школьного учителя, конечно, отличаются друг от друга. За это время научился быть именно учителем. Студенты — это взрослые люди, сами отвечают за результаты обучения. При работе с ними принцип такой: дать информацию и возможность научиться, ответственный человек это усвоит. Школа же устроена по-другому. Ответственность выше. Нужно обеспечить результат иногда даже вопреки нежеланию, сопротивлению молодого человека. Сейчас работаю в разных параллелях, а в старших классах преподаю историю на углубленном уровне.
На одном из уроков
11″У" объединил учеников двух классов, которые выбрали углубленное изучение истории. Каждый урок проходит по-разному. Сегодня продолжается разговор о культуре «эпохи застоя». Урок начинается с просмотра юморески Аркадия Райкина «Дефицит», которая была написана Михаилом Жванецким — о его творчестве речь шла на прошлом занятии.
— Вы должны подумать над тем, о каких сторонах советской жизни здесь рассказано. В свое время ее, наверное, видел каждый советский человек, — обращается к ребятам Максим Викторович.
После окончания видеофрагмента руку тянет Настя Гентух. Она углубленно изучает историю с 10-го класса, планирует сдавать экзамен и связать будущее с историей. Во этом ей помогает учитель.
— Год назад, когда мы только знакомились с Максимом Викторовичем, я сразу отметила, что его уроки очень запоминающиеся, много наглядных примеров, а еще видеоролики и интересная литература. Раньше мы в короткие сроки охватывали большие объемы информации, не углубляясь в проблемы. А теперь разбираемся в причинах и предпосылках исторических событий, предполагаем возможные последствия. И узнаем, как это было на самом деле, — рассказывает Настя. — Максим Викторович никогда не отказывается повторять материал снова и снова, лояльно относится к ошибкам, ведь их совершает каждый.
— Детям история трудна, потому что они не воспринимают это как что-то свое, — объясняет Максим Булавин. — Возможно, подсознательно они привыкли считать, что когда-то жили не такие люди совсем в другом мире. Мой подход, технология в широком смысле слова заключается в том, чтобы донести до детей, что люди всегда и везде, в целом, похожи вне зависимости от страны и эпохи. Надо пытаться сделать их близкими для детского понимания. И только на это наслаиваются различные формы интерактивного обучения. Люблю разбавлять уроки видеофрагментами, исторической хроникой. Инновации не сводятся к проблеме современных технологий, которые, как волшебное средство, гарантируют результат. Велосипед все равно не изобрести. Нелепо думать, что педагогика, дидактика могут дойти до той ступени, когда изобретут что-то этакое, что отменит ранее имевшийся опыт. Все строится на традициях.
Традиции и инновации
Об этом, можно сказать, и был конкурс «История в школе: традиции и инновации». Он состоял из трех этапов. Первый — полностью заочный, учитель должен предоставить информацию о себе и написать эссе. Тему эссе определяли организаторы: «История моего края в истории страны». Максим Викторович взглянул по-новому на стандартную тему и постарался отойти от хрестоматийных фактов, показав судьбы уральцев, повлиявших на историю России.
Второй этап — конкурс уроков — проводился в рамках региона. В съемках урока принимал участие 11″У", который сегодня дружно подтверждает: было интересно. Темой занятия было становление Российской империи. Педагог с учениками совершали интерактивное путешествие по карте из Москвы — символа старой России — в Петербург, за которым было будущее. Размышляли, что ходимо сделать на этом пути, чтобы дорога оказалась успешной и окно в Европу все-таки открылось.
Третий этап проходил в Москве, там учителя из всех уголков России готовили и представляли один из моментов урока. Работа Максима Викторовича была посвящена историческому выбору Александра Невского между востоком и западом.
— И, честно говоря, этот проект мне и самому понравился, — улыбается он. — Нужно будет использовать на уроке. На практике я предложил бы детям побывать в альтернативной реальности, которая возникла после другого возможного выбора Александра Невского. И, чтобы изучить ее, они должны поработать с сайтом, который ведет историк, живущий в той реальности. По реакции коллег было видно, что это довольно ново и необычно. Было интересно послушать выступления, обменяться опытом. Готовых наработок из-за нервной обстановки не запомнить, но подсказки, принципы работы остались в памяти. Уровень преподавания очень разный по России. Обратил внимание, что учителя Урала и Сибири достойно выступили, я бы даже сказал, что они оказались сильнее других регионов.
«Что», а не «как»
За обсуждением юморески незаметно прошло больше половины урока. Теперь учитель включил «Лекцию о международном положении» Владимира Высоцкого, и ребята оживленно начали высказывать свои предположения, о каких событиях на международной арене говорил музыкант и поэт, чья творческая жизнь пришлась как раз на «эпоху застоя».
Александр Щекотин ответил верно: строчка «Мы тут им папу римского подкинули» — отсылка к 1978 году, когда римским папой стал поляк Иоанн
— Я стал хорошо понимать историю. Максим Викторович может найти общий язык с каждым учеником и дать знания даже тому, кому это дается тяжело. И человек он очень хороший. Выслушает, поможет и подскажет. А еще терпеливый, — говорит Саша.
Сам Максим Булавин считает, что учитель — это постоянно развивающийся человек, который должен, по возможности, не уставать и отсрочить свое профессиональное выгорание, когда все надоест и ничего не будет интересно.
— Среда способствует выгоранию, потому что психологические нагрузки довольно большие. Усталость, конечно, чувствуется, но и энергии достаточно. Чтобы ее сохранить, учитель должен работать над повышением своего уровня. И имею в виду не технологии и новые методы. Я к этому отношусь, как к вещам, которые стоят на втором плане. На первом — интерес к жизни, культурный уровень и широкий кругозор. Нужно постоянно развиваться как личность, ведь методы преподавания придут сами, а вот информация — нет. Главное — что давать детям, а не как.