…У каждого из нас на свете есть места, Куда приходим мы на миг уединиться, Где память, как строка почтового листа, Нам сердце исцелит, когда оно томится…
Иногда какие-то события — случайно оброненная кем-то фраза, попавшаяся на глаза вещь или причудливым узором сложившаяся картина дня — неожиданно переносят нас в воспоминания минувших дней.
Память услужливо выдвигает свои ящички, и перед глазами удивительно четко и ярко возникают, казалось бы, давно забытые моменты жизни: милые сердцу образы, места, наиболее сильно поразившие наше воображение в прошлом, навсегда оставившие след в душе.
Как правило, самые сильные впечатления бывают получены в детстве, когда человек распахнут навстречу жизни и, сам того не замечая, жадно и неустанно впитывает в себя все, что происходит с ним.
Мое детство было если не идеальным, то достаточно полным, вместившим в себя все, что необходимо ребенку.
Оно было солнечным и на редкость беззаботным, несмотря на то, что я была одной из старших детей в многодетной семье.
В моем детстве были папа и мама, братья и сестры, бабушки и дедушки, много родственников, друзей и знакомых.
Когда в этом году я узнала, что в сквере за Дворцом культуры «Юбилейный» идут реставрационные работы, память перенесла меня в 80-е годы XX века, годы моего раннего детства, которое прошло в доме № 123 на улице Красноармейской.
Эта девятиэтажная «свечка» с одним подъездом и с детьми примерно одного возраста на каждом ее этаже до сих пор кажется мне самым дружным и веселым домом на свете!
Мы вместе играли в дворовые и домашние игры, зимой мальчишки строили снежные крепости и корт, на котором играли в хоккей, все ходили друг к другу в гости, на дни рождения собирались шумные компании, а уж если кто-то находил себе увлечение, то оно становилось обязательным почти для всех.
И еще за нашим домом был сквер с асфальтированными дорожками, скамейками, круглой клумбой посередине и детской площадкой.
На самом деле на этой площадке было не так уж много развлечений: высокие качели с длинными досками, деревянный корабль из бруса с металлическими цепями да высокая карусель, как в парке имени Бондина, которая поработала совсем чуть-чуть, а потом с нее и вовсе сняли качели, и она стояла, как гигантский гвоздь.
Деревья были совсем маленькие, их только что посадили. И от этого сквер казался очень большим, просторным.
Он казался таким еще и потому, что я тоже была маленькой.
Отсутствие разнообразия на детской площадке совсем не мешало нам развлекаться: мы раскачивались до «полусолнца» на качелях так, что замирало сердце от высоты.
На корабле можно было лазать, висеть на широкой цепи и просто сидеть, разговаривать.
А вот дорожки служили нам так, как только можно служить детям с богатым воображением: мы гоняли по ним на велосипедах взад-вперед и по кругу, мальчишки играли в городки или, как эту игру называли на улице, «в банки», «в палки», а на примыкавшей к дорожкам территории зимой как раз и вырастали снежные крепости.
Почему я вспомнила про сквер моего детства?
Потому что это тот самый сквер за Дворцом культуры «Юбилейный», чье счастливое преображение произошло этой осенью: он прекрасно обновлен, обустроена замечательная детская площадка, вымощены плиткой дорожки, поставлены новые удобные скамейки, выполнена чудесная скульптура в центре клумбы, построена часовня.
С нетерпением ждала, когда же его отремонтируют!
И вот в октябре мы с моим сыном прошли по скверу.
Волна счастья захлестнула сердце: красиво, удобно, есть место и детям, и взрослым. Можно прийти на службу в часовню.
Деревья разрослись, теперь сквер не кажется мне таким огромным. Да и я тоже подросла с тех пор.
Сидя на качели, с большим удовольствием рассказывала сыну о своих детских годах, проведенных здесь.
Лишь одно обстоятельство: взгляд пустых глазниц выбитых окон разрушенных зданий войсковой части, примыкающей к скверу.
Мимо ее стен я ходила за младшей сестрой в ясли, а теперь эта территория тоже ждет своего обновления, которое, как мне кажется, не может теперь не состояться!
Екатерина НОВИКОВА.
ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.