Примерно 30% грузовых автоперевозчиков могут столкнуться с риском банкротства уже в следующем году. По словам Евгения Бабаева, президента компании «Итеко» и члена ассоциации «АвтоГрузЭкс», в 2024 году рентабельность крупных автоперевозчиков оказалась на уровне -17%, что указывает на операционный убыток. Причинами подобной ситуации стали несколько факторов: первое — увеличение издержек на 11% из-за постоянно растущей ключевой ставки, второе — ослабление рубля, третье — рост кредитных и лизинговых платежей. Дополнительно на состояние рынка влияет снижение спроса на перевозки, что приводит к падению тарифов на 12%. В таких условиях выживают лишь «серые» компании, которые экономят на налоговых отчислениях и взносах при начислении заработной платы, сообщает издание «Издание».
Бабаев отмечает, что добросовестный бизнес не может конкурировать с такими компаниями и вынужден снижать свою долю на рынке или переходить в неформальный сектор. Некоторые участники рынка уже готовятся к 2025 году как к времени, когда уход в тень станет единственным способом для выживания.
Эта проблема была обсуждена на встрече с первым замглавы Минтранса Валентином Ивановым в конце ноября. Крупные компании планируют направить свои предложения по решению сложившейся ситуации в Министерство транспорта и Минпромторг.
Согласно совместному исследованию, проведенному «АвтоГрузЭкс», Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro, серый сегмент рынка автоперевозок составляет 65−70%, тогда как легальная деятельность охватывает лишь 30−35% всех акторов в этом секторе.
Участники рынка намерены обратиться к властям с просьбой о внедрении комплексных изменений в систему регулирования этой сферы, подчеркнул заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.
Основная цель этих изменений — устранение недобросовестной конкуренции и создание равных условий для всех участников рынка.