Сделать стартовой
9° С
Пасмурно
ночью:9° С
завтра:4° С
послезавтра:1° С
 
 
Главная Карта сайта
 
 

Звонок мэру

Российская газета опубликовала интервью с Сергеем Носовым. Глава Нижнего Тагила рассказал о дорогах и доверии к власти.

К одному из главных событий года на Среднем Урале — международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов RAE 2013 — очень серьезно готовился не только полигон «Старатель», но и весь город Нижний Тагил. Многочисленные гости, постоянные участники выставок не скрывают удивления: буквально за последний год город разительно изменился, здесь провели беспрецедентную по масштабу дорожно-строительную кампанию, причем не просто отремонтировали вечно «убитые» трассы, но и благоустроили прилегающую территорию.

О том, как удалось выполнить такой громадный объем работ в столь сжатые сроки и какую роль играет в этом взаимодействие муниципалитета с населением, рассказал глава Нижнего Тагила Сергей Носов.

У всех на слуху огромная сумма, выделенная на развитие Нижнего Тагила: из бюджетов всех уровней до 2016 года программой предусмотрено более 21 миллиарда рублей. Теперь встает вопрос: сумеет ли город освоить такие деньги?

Сергей Носов: Сегодня много говорят об оценке эффективности муниципального и государственного управления. Есть целая система показателей, но главное условие таково: если выделенные деньги не осваиваются в течение года, то на следующий год их будет уже меньше. Это логично, однако система не может нормально работать, если девять месяцев в году готовятся бумажки, а три месяца отводится на выполнение работ — и то в лучшем случае. Это контрпродуктивно.

Когда меня избрали главой Нижнего Тагила и я начал вникать в экономику города, меня лично поразило, просто шокировало, то, что муниципалитет у нас встроен в вертикаль власти — и не просто встроен, а находится на самом дне. В одном из малых городов Горнозаводского округа разработали проект за 8 миллионов рублей — для бюджетов таких муниципалитетов это очень много. Но на реализацию проекта деньги им так и не выделили. И в Тагиле были такие случаи — в 2010-2011 годах около 100 миллионов потратили на проекты, которые дальше не финансировались. Это неэффективные траты, но ситуация такова: когда у тебя есть проект, ты имеешь больше шансов получить финансирование, хотя гарантий при этом все равно никаких. Это неправильно с точки зрения планирования. По хорошему, в 2013 году нужно заниматься проектами 2015-го, а конкурсы проводить на 2014-й. А у нас все с колес. Сегодня мы не имеем права проводить конкурсы, пока соответствующая строчка не появилась в бюджете. Но, если соблюдать все эти правила, мы могли бы 1,3 миллиарда, выделенные в этом году на дорожный ремонт, получить только в сентябре — и ничего не успеть сделать.

Тогда город их не освоил бы, и в следующий раз вам бы уже столько не дали?

Сергей Носов: Да. Но мы пошли другим путем. Проектно-сметную документацию на дорожный ремонт готовили заранее, конкурс объявили в апреле, поскольку знали: деньги будут. Решение же Заксобрание области приняло только в июле, и, если бы мы ждали этого срока, ничего бы не успели. Правда, в итоге выполнили дополнительных работ, не предусмотренных проектом, на 100 миллионов. Ведь, вскрыв асфальт и обнаружив под ним целое озеро, мы не можем просто его закатать: пришлось выбирать глину на глубину 1,7 метра, делать ливневую канализацию, иначе деньги на дорогу будут потрачены зря. Так или иначе, сейчас мы уже завершаем дорожные работы, причем не только асфальтовое покрытие, но и благоустройство прилегающей территории, посадку травы — без этого мы теперь дороги не принимаем. Так, для улицы Индустриальной проектный срок ремонта был 17 месяцев. Мы проведем его за пять — вместе с освещением, благоустройством и т. д.

В Екатеринбурге два года назад ремонтировали транспортное кольцо в центре города: половину лета движение было перекрыто. Как у вас получается работать так быстро?

Сергей Носов: Я все-таки производственник. Думаю, никто из глав городов, по крайней мере крупных, не уделяет такого внимания работе с подрядчиками. Например, компания «Дельта» два месяца не могла толком начать работу, пришлось заниматься этим вопросом лично. И сейчас построенная ими развязка уже работает.

Один из генподрядчиков пожаловался мне, что не может справиться с субподрядчиком. Мы его сменили. Когда с этим же субподрядчиком на другом объекте начались проблемы — мы сразу предупредили, что найдем замену, и буквально на следующий день они приступили к работе. Потому что поняли: любой «саботаж» будет подавлен.

Вы довольны качеством ремонта?

Сергей Носов: Некоторые тагильчане упрекали нас в расточительности: зачем класть три слоя асфальта, если можно сделать два и заасфальтировать еще одну дорогу? Но по ГОСТу положено именно три слоя. Судя по состоянию городских дорог, в предыдущие периоды технология серьезно нарушалась.

В этом году у нас полностью поменялась служба заказчика. Кроме того, для контроля мы установили на объектах веб-камеры: на сайте города каждый житель может наблюдать за ходом строительства. Общественный контроль действует: люди фотографируют, делают замечания, вносят предложения. На мой взгляд, это очень важно: дорожники, не дожидаясь реакции горадминистрации, реагируют на замечания общественников. Понятно, что есть также независимая лаборатория, а для контроля ее работы заключен договор с другой лабораторией, причем вне Свердловской области — в Челябинской. И лишь по результатам анализа конечной пробы асфальта подрядчик получает окончательный расчет.

То есть аванс подрядчик не получает?

Сергей Носов: Мы отменили авансовые платежи, чтобы избавиться от недобросовестных подрядчиков. Но в результате трудности испытывали добросовестные компании, и это могло обернуться срывом графика. Поэтому пришлось договариваться с банками, чтобы помочь подрядчику получить кредит на льготных условиях. Думаю, эту работу продолжим и в следующем году. Банки готовы давать льготные кредиты под муниципальные контракты.

Тагильчане часто жалуются на работу общественного транспорта. Что планируется в этой сфере?

Сергей Носов: В какой-то период муниципальный общественный транспорт в городе фактически ликвидировали — даже трамвай был частным. В этом году мы впервые заключили соглашение с объединением маршрутных такси: разыграли лоты на маршруты, составили графики движения. Предприниматели идут на сотрудничество, потому что понимают: только во взаимодействии с муниципалитетом возможен успех и поддержка их бизнеса.

Кроме того, в городе принята программа «Трамвай», по которой в этом году мы приобретем пять вагонов, а также около половины средств от запланированного объема потратим на строительство трех трансформаторных подстанций и закупку одной передвижной. Еще один перспективный для города проект — автобусы на газу. Вопрос надо решать комплексно: строить газозаправочные станции, станции техобслуживания. Сейчас мы ведем переговоры об этом с газовиками.

Чего не хватает главе муниципалитета, чтобы более успешно решать местные проблемы?

Сергей Носов: Надо изменить систему распределения средств по вертикали. Так или иначе, все начинается с муниципалитета и к нам же в итоге возвращаются эти деньги. Зачем мы теряем время и гоняем средства туда-сюда? Вот, скажем, штрафы ГИБДД уходят в область и выше. Но безопасность на дорогах — это же наша проблема, значит, деньги должны здесь оставаться! Тогда мы были бы заинтересованы и работали с ГИБДД более тесно, помогали. Дальше, один из основных источников доходов муниципального бюджета — земельный налог. Но кадастровая стоимость земли оспаривается в судах — уменьшается порой в десятки раз. А ведь цена земли — важнейший инструмент и стимулирования бизнеса, и увеличения налоговых доходов. Мы в этом году на аукционах на право аренды земли продали в три раза больше участков, чем Екатеринбург — более 100 миллионов рублей получим. Это дополнительные доходы, которые никто не планировал. Ведь раньше как было — пришла компания, сообщила, что перекупила за 50 миллионов право аренды у другой фирмы, получившей участок от города бесплатно. Этот междусобойчик мы пресекли, и деньги пошли в город. Но при этом 20 процентов вырученных средств мы отдаем в область. Сегодня у муниципалитета нет стимулов заниматься увеличением доходной базы.

Сергей Константинович, вы избраны главой Нижнего Тагила чуть меньше года назад. Можно ли уже подвести первые итоги работы?

Сергей Носов: Можно говорить про миллион с лишним квадратных метров дорог, который в этом году отремонтирован, можно говорить про проекты. Но не это главное. А то, что люди стали меняться. Судя по результатам различных исследований, повсеместно население разочаровалось во власти, люди не верят, что их проблемами будут всерьез заниматься. Но я чувствую, что сегодня в Нижнем Тагиле отношение жителей к власти стало меняться. Вспоминаю времена на НТМК, когда настроение работников комбината кардинально изменилось в течение года: в конце 1990-х от позиции «комбинат обанкротят, все закроют, мы тут все умрем» перешли к другой: «Металлург и НТМК — это звучит гордо». Тагилу есть чем гордиться: ни один промышленный центр России не обладает такой уникальной историей, историческими артефактами. Какой город еще может похвастать, что именно в нем изобрели паровоз? А ведь здесь работало множество таких талантливых людей, которыми не только город — страна гордится.

Сегодня тагильчане стали поворачиваться к власти лицом. Примеров я могу привести очень много. У нас есть территориальный общественный совет в Малой Кушве. Когда мы отремонтировали улицу Кулибина и жители впервые увидели, как можно и нужно делать дороги, мне на сотовый позвонил председатель ТОСа и сообщил, что люди вышли сажать цветы вдоль улицы. Это очень важно — жители сами начали благоустраивать свой район. Тагильчане часто высказывают замечания в части благоустройства города, чистоты улиц и т. п. Мне нравится, что люди стали требовать от власти результатов работы: было время, когда они махнули на все рукой. А теперь у них есть надежда. Это не значит, что все уже по-другому, но есть первые сигналы, и это радует.

источник: http://www.rg.ru

 
 
Нижний Тагил, новости
Orphus